Пиво

Многовековая история пива

 

Искусство пивоварения относится к глубокой древности. Этот напиток был весьма популярен в Древнем Египте, Шумере, Вавилоне, Китае времён Шанской династии (II тыс. до н. э.), Армении.

По мнению археологов, пиво было распространено уже в Вавилоне, то есть 6000-8000 лет назад. Вавилоняне растирали зерно ячменя спельты (вид злака, от которого произошла пшеница) между камнями, заливали их водой, добавляли душистые травы, сбраживали это сусло, и через несколько дней получался вкусный освежающий напиток, который был отдаленно похож на то, что сейчас мы называем пивом. Пили его через соломинку или тростниковую трубочку.

ПИВО В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

Достоверные свидетельства развитого пивоварения обнаружены археологами в Древнем Египте. Первоначально египтяне покупали пиво в Вавилоне, и постепенно оно завоевало их симпатии. Разумеется, проделав долгий путь по жаре на верблюдах, напиток терял большую часть своих достоинств. Жителям долины Нила не оставалось ничего другого, как самим освоить его производство. Египтяне во времена фараонов в совершенстве владели искусством приготовления ячменного солода, а также умели варить пиво из других злаков, но делали это иначе, чем в Вавилоне. Изобретение пшеничного пива они приписывали богу Озирису.

Древнеегипетское пиво, которое называлось «хек», было сладким и крепким. Египтяне приправляли его ядовитой мандрагорой, которой приписывались чудодейственные свойства. Кроме того, в некоторые сорта добавляли шафран, анис и другие пряности.
Древнейшие из рецептов египетского пива относятся к 3500 году до н.э. Особое целебное действие египтяне приписывали пивной гуще. Ее использовали для различных припарок, а также принимали внутрь.
Пивоварни принадлежали многим фараонам, на стенах одной из них, владелицей которой была всем известная Нефертити, изображена сама царица, разливающая пиво через ситечко. Таким образом его очищали от примесей.

В настоящее время в Эдинбурге пытаются восстановить рецепт древнеегипетского пива — как установили ученые, технология заключалась в следующем: следовало несколько раз намочить хороший ячмень до образования «хлопьев», высушить, приготовить из него хлеб, добавив закваску, поверхностно поджарить и снова настоять на воде. Полученную жидкость процеживали сквозь тонкое решето.

Обычно пиво варили из ячменя, но иногда использовали и пшеничный солод. Основной продуктовый набор обычного жителя Древнего Египта выглядел следующим образом — ХЛЕБ, ЛУК И ПИВО. В день строителям величественных пирамид по норме полагалось три хлеба, несколько головок лука и три жбана пива.

Таким образом, пиво в Древнем Египте было весьма популярно. И удивительно, что на протяжении тысячелетий ни один из фараонов не догадался обложить его налогами. До этого додумалась только знаменитая Клеопатра, последняя представительница династии Птолемеев, правившая в Египте в 69-30 годах до н.э. Она хотела возобновить строительство пирамид, а для этого нужны были деньги. Разумеется, официальной версией была забота о народной трезвости. Так был введен самый первый налог на алкоголь.

Пиво в Египте называли «пелузийским напитком», потому что центром пивоварения был город Пелузий.

пиво

ПИВО В ШУМЕРЕ

Пиво пользовалось популярностью и в другой древней цивилизации — Шумере. Технология его приготовление детально описана на шумерских клинописных табличках, которым более 5 тысяч лет.

Немецкий археолог Е. Хубер нашел клинопись III тысячелетия до н.э. с рецептами не менее 15-и сортов пива, которые ему удалось изготовить. Существовала даже поговорка: «Не знать пива — не знать радости». «Радости» в Месопотамии было более семидесяти видов — и сладкие, и темные, и светлые. Самым любимым и сравнительно недорогим было тёмное пиво,настоянное на травах.
Пивоваров даже освобождали от военной службы. Пивные законы приняли при царе Хаммурапи, жившем примерно две тысячи лет до нашей эры. К изготовителям «фальшивого» пива или просто нарушителям норм пивоварения относились крайне жестоко — их бросали в воду или приказывали пить поддельное пиво до самой смерти.

Пиво было не только ежедневным напитком для определенных слоев населения, но и предметом различных обрядов. Когда кто-то умирал, на надгробии изображался слуга, старающийся задобрить богов пивом. Похороны были общественным событием, люди пили вместе, и священнослужителя за его услуги вознаграждали пивом и хлебом. Конечно, уже тогда было повсеместно известно о расслабляющем и веселящем действии этого напитка.

ПИВО В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМЕ

Пиво в Древней Греции не то что не любили, даже презирали. Оно считалось напитком бедняков, которым не хватало средств на различные вина, коими славилась Эллада.
И все же Гиппократ посвятил ячменному напитку один из своих трудов, а Аристотель вывел заключение, что после опьянения пива человек падает назад, а не шатается по сторонам, как после вина. Стоит отметить, что вино греки довольно сильно разбавляли водой, и выражение «пить неразбавленное вино» означало «быть горьким пьяницей». Понятно, что пиво, даже самое слабое, было для греков горьким и довольно крепким.

Римляне тоже не любили пиво. И все же, иногда попивали его на праздновании в честь богини земледелия Цереры. Может быть, именно поэтому его и стали называть «ceres». Как утверждает историк Ф. Бродель, практически до X века пиво оставалось «напитком варваров и бедняков».

пиво

ПИВО В АФРИКЕ

В Африке пиво было довольно распространенным напитком. В Абиссинии, которая считается родиной пшеницы и ячменя, пиво варили и из хмеля, и из крушины.
Строителям также выдавали нормированный продуктовый набор, состоящий из хлеба и пива. Чаще всего в него добавляли мед, что делало этот напиток более полезным.

В тех районах Африки, где ячмень не произрастал, пиво традиционно готовилось из проса и дагуссы, которая давала более крепкое пиво.
Пиво играло большую роль в различных ритуальных обрядах африканских народов. Так, например, в похоронном обряде рядом с покойником обязательно ставили пиво. Этот напиток должен был обязательно выпить каждый из присутствующих.

Из проса варили пиво и народы Судана и Гвинейского побережья. Оно было похоже на брагу. Но постепенно просо вытеснила другая злаковая культура — сорго. О сорговом пиве в Европе стало известно в шестнадцатом веке.
Как только не называли пиво из сорго — помбе, мерисса, у каждого племени было свое название. Как и технология приготовления. Так, воины племени басуто просто бросали в кипящую воду сорговый солод и затем добавляли в остывшую смесь остаток старого пива. Это было больше похоже на кашу, чем на напиток.

Как отмечают многие путешественники, на праздниках не столько ели мясо, сколько пили пиво — примерно три-четыре кувшина на человека.

ПИВО В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И ЮЖНОЙ АМЕРИКЕ

В Древней Индии покровителем пива был бог Индра. Пиво в Индии готовили практически так же, как и в Африке — из сорго и дагуссы. На санскрите этот напиток назывался «сура». Впрочем, использовался и рис.
Марко Поло писал, «из риса же с пряностями выделывают питье, чистое; пьянеешь от него, как от вина». По его же словам, монахи едят одни отруби, намоченные в воде. У современных дравидских народов Индии вместо просового традиционным напитком стало рисовое пиво. У народа мунда пиво («или») готовит каждая семья, разливая его в кувшины. Оно же является излюбленным напитком у нага, проживающих в штате Ассам. У народов Тибета и Непала пиво чаще приготовляют из ячменя, но используют также рис и просо.

Пиво в Южной Америке варили, естественно, из маиса. Зерна кукурузы в равных пропорциях смешивали с солодом, на сутки заливали холодной водой и полученную смесь растирали до консистенции теста. Для изготовления закваски тесто заливали кипятком. Затем в сусло добавляли сухой солод и оставляли бродить. Если в него добавляли еще и перец, то получалась «чича».
В Бразилии варили черное пиво — из жареных зерен. Использовались и плоды некоторых деревьев, а также сахарный тростник.

ПИВО В ЕВРОПЕ

Здесь пиво было известно с давних времен. Знаменитые географы и историки писали, что оно даже было традиционным напитком у кельтов. Посидоний в I в. до н.э. упоминает о приготовлении ими пива из пшеницы и меда.
В Галлии в I в. н.э. пиво было народным напитком и называлось «согma».

И уж конечно, пиво было национальным напитком у жителей Германии. Так, известный римский историк Тацит (ок. 55-115 г.) в своей книге «О происхождении германцев» писал: «Их напиток — ячменный или пшеничный отвар, превращенный посредством брожения в некое подобие вина». Тацит пришел к выводу, что с германцами можно покончить не только копьем и мечом, но и поставками cervisia (пива).
Предполагается, что варить пиво германцы научились у финикийцев. Под Кульмбахом в Баварии были найдены глиняные кувшины, которые могли использоваться пивоварами еще за 3000 лет до н.э. В дальнейшем технология приготовления пива постепенно распространилась в Англию и Скандинавию, а затем, благодаря экспансии европейской культуры, и по всему миру. По этой причине родиной европейского пива принято считать Германию.

Да и своим названием европейское пиво обязано древним германцам. В староверхненемецком языке для обозначения этого напитка существовало слово Peor (или Bior), в котором нетрудно узнать сегодняшнее немецкое Bier или английское beer. Видимо, происходит оно от латинского слова biber — напиток (любопытно, что по-английски напиток — beverage, а bibber — пьяница). Но надо иметь в виду, что пиво древних германцев было совершенно иным, нежели светлое и освежающее пльзеньское наших дней. На вкус оно должно было быть сладковатым и довольно противным. Пиво сбраживалось при нормальной температуре воздуха, брожение часто было самопроизвольным, и результат зависел от случая. Впрочем, дрожжи использовали и тогда, хотя и не очень умело. Для приготовления пивного сусла брали все, что казалось сколько-нибудь подходящим: от меда до любого зерна, а потом в дело шли приправы и добавки — можжевельник, мирт, тмин, анис, лавровый лист, древесная кора, листья ясеня, различные травы, ягоды, коренья и даже бычья желчь.

Такое пиво с различными приправами называлось Grut-Bier и производилось в Германии вплоть до XV века. Горечь пиву того времени сообщал не хмель, а род вереска с нижнегерманским названием «грут» (Grut). Позже грутом стали называть смесь трав и пряностей, добавляемых в пиво. Отсюда происходит именование налога, который с крестьян и торговцев взимали средневековые князья и их вассалы, — «право грута» (Grutrecht), приносившего городам немалые доходы.

пиво

СЛАВЯНСКОЕ ПИВО

Стремление людей сделать пиво ароматным и вкусным осуществилось благодаря использованию хмеля. Открытие его для пивоварения принадлежит славянам. Это популярное с древности растение было одним из первых товаров внешней торговли. В Западной Европе варить пиво с хмелем стали позже славян на несколько столетий.

У славянских народов первое упоминание о пиве относится к 448 году при описании торжества, когда венгры угощали пивом греческих послов. В IX веке пивоварение было уже широко распространено в Киевских и Новгородских землях.

Хлеб и пиво составляли основной набор продуктов питания в Древнерусском государстве. Пиво стало ритуальным напитком — может, потому, что центром пивоварения считались монастыри. Любили пиво и великие князья. Так, Иван III запретил варить пиво кому бы то ни было, кроме специально поставленных для этого людей.
Подавать пиво в кабаках стали в пятнадцатом веке. А Борис Годунов запретил подавать его «средним и молодшим людям».
При Алексее Михайловиче крестьяне получили позволение варить пиво несколько раз в год — в Великий день, Дмитриевскую субботу на Масленицу, на Рождество Христово. И то, только для домашнего пользования.

Время шло…
При Петре I пиво считалось важнейшим лекарством против цинги, и для создания новых сортов и технологий из Европы были выписаны лучшие пивовары.
При Александре I впервые разрешили продавать пиво на вынос.